Герб РТ  
Здесь собраны в одну базу все инвестиционные проекты на территории Республики Татарстан.  
line decor
  
line decor
 
 
 
 
 
Торговля

[ 1 страница ] [ 2 страница ]

23/05/2008
Арбитраж решил освободить площади под «Рамстором» для «Бахетле»
КоммерсантЪ
Торговая сеть «Бахетле» через суд добилась закрытия гипермаркета «Рамстор» в казанском «Сити-центре», с которого турецкий ритейлер пять лет назад начал свое продвижение в Татарстан. До конца 2008 года «Бахетле» рассчитывает открыть на его месте собственный супермаркет. «Enka ТЦ», владеющая сетью «Рамсторов» в России, намерена оспорить решение о выселении своего магазина в арбитражном суде Москвы
Вчера арбитражный суд Татарстана удовлетворил иск местного ритейлера «Бахетле» к московскому ООО «Enka ТЦ» о выселении магазина «Рамстор» из казанского «Сити-центра».

Владельцем сети «Бахетле» является одноименная татарстанская группа, работающая с 1991 года. Ее собственниками являются Муслима Латыпова и ее дочь Эльвира Харламова. Сейчас сеть состоит из 13 супермаркетов, восемь из которых расположены в Казани, два — в Набережных Челнах, три — в Москве.

Как уже писал „Ъ“ (см. номер от 29 февраля), «Бахетле» в декабре прошлого года купила у компании «Сувар-Казань» арендуемые «Рамстором» с 2003 года площади в «Сити-центре», намереваясь до конца 2008 года открыть на них собственный гипермаркет. Однако по договору купли-продажи площади были приобретены с обременением, согласно которому, в силе оставался подписанный ранее договор аренды «Рамстора» с прежним собственником «Суваром», действительный до 2013 года. Генеральный директор «Enka ТЦ» Мурат Дуран заявил „Ъ“, что «Рамстор» намерен работать в «Сити-центре» еще как минимум пять лет. Однако в феврале «Рамстор» получил от «Бахетле» уведомление с просьбой освободить занимаемые площади. «К нам поступали уведомления от нового собственника с просьбами закрыть магазин, — подтвердил он. — Но смена собственника не влияет на договор аренды. Мы соблюдаем все условия договора, своевременно вносим арендную плату и поэтому не видим оснований для расторжения договора досрочно». В апреле «Бахетле» подала в арбитражный суд Татарстана иск с просьбой признать договор аренды недействительным.

Как сказал на суде адвокат, представляющий интересы местного ритейлера, «Бахетле» приобрела у «Сувара» площади в 3 тыс. 178 кв. м, из них арендуемая часть, согласно договору, составляет 2 тыс. 948 кв. м. «Таким образом, необремененная площадь составляет 230 кв. м, мы хотели бы ее использовать, но не знаем, где она», — заявил в суде представитель компании. Кроме того, по его словам, при заключении договора аренды с «Рамстором» была допущена серьезная ошибка, в результате которой «Рамстор» сегодня занимает на 180 кв. м больше, чем ему положено договором. По проведенным «Бахетле» расчетам, арендуемая площадь составляет 3 тыс. 128 кв. м. Поскольку площади арендуемого помещения при заключении договора были определены неверно и инициализация их затруднена, договор, по мнению «Бахетле», изначально был недействительным.

Суд согласился с мнением истца и признал договор аренды между «Enka ТЦ» и «Бахетле» «незаключенным, в силу отсутствия предмета договора». В течение месяца «Рамстор» должен освободить занимаемые им в «Сити-центре» помещения. Магазин здесь был первым в сети турецкого продуктового ритейлера в Татарстане. Сейчас она состоит из двух гипермаркетов и трех супермаркетов, сократившись в прошлом году на два магазина. В частности, в торговом центре МЕГА «Рамстор» уступил свое место «Бахетле».

Представитель «Рамстора» выразил несогласие с решением. «Из-за того, что предыдущий собственник при заключении договора неправильно определил арендуемые площади, никто не пострадал, поскольку арендная плата рассчитывалась не с размеров площадей, а с оборота магазина, — сообщил представитель „Enka ТЦ“. — Мы согласны заключить дополнительное соглашение с „Бахетле“ на неучтенные ранее 180 кв. м и считаем предмет договора определенным, но, очевидно, что „Бахетле“ преследует совсем иную цель».

Вчера представитель «Рамстора» сообщил, что 14 мая «Enka ТЦ» подала встречный иск в арбитражный суд города Москвы на «Бахетле». Отметим, что «Enka ТЦ» ранее также просила перенести рассмотрение дела по месту своего нахождения — в московский арбитраж, в чем ей было отказано.

23/05/2008
Супермаркет Domo открылся в Новочебоксарске
Guide to property
23 мая  в Новочебоксарске открывается первый супермаркет Domo площадью 900 кв. м. Как сообщили Guide to Property в пресс-службе компании, объетк станет четвертым по счету магазином компании в Чувашской республике.

Супермаркет занимает весь второй этаж нового торгового комплекса «Олимп» на улице Винокурова. Инвестиции в открытие новочебоксарского магазина Domo составили 31 млн. рублей.

«Чувашия – знаковый регион для нашей компании, - поясняет Валентина Купцова, региональный директор Западного региона сети магазинов бытовой техники и электроники Domo. – Именно в этой республике открылся первый магазин Domo за пределами Татарстана. С него началась история компании как федеральной сети. Магазины Domo здесь пользуются большой популярностью. В настоящий момент наша компания занимает более 20 % рынка БТЭ в Чувашии».

Для нового магазина бытовой техники и электроники было выбрано наиболее удобное место расположения в Новочебоксарске. «Олимп» - самый респектабельный торговый комплекс в городе. Он был построен в культурном и деловом центре, на главной улице Новочебоксарска, по соседству с  автовокзалом и крупнейшим кинотеатром города. Возле ТК «Олимп» обустроены вместительная парковка и удобные подъезды к ней.

Торговая компания Domo - одна из крупнейших торговых сетей России по торговле бытовой техникой и электроникой - основана в 1998 году.  На сегодняшний день торговая сеть Domo представлена в 20 регионах Российской Федерации.

Наряду с торговлей бытовой электроникой Domo успешно развивает и другие направления бизнеса. Так, в число направлений деятельности компании входит оптовая торговля бытовой электроникой,  сеть магазинов по продаже книг («Книжный Двор»)  и ряд других проектов.

21/05/2008
Казанский торговый центр «Южный» купил иностранный владелец
КоммерсантЪ
Казанское ООО «Кастро Инвест» продало торговый центр «Южный» в Казани иностранной инвестиционной компании. Новый акционер намерен сменить концепцию торгового центра, в связи с чем летом «Южный» закрывается на реконструкцию. Эксперты предполагают, что, покупателем центра, скорее всего, всего стал британский девелопер London & Regional Properties, а сумма сделки составила $35-40 млн, и высказывают предположения, что новый владелец сможет сделать комплекс конкурентоспособным на рынке.
Как стало известно „Ъ“, собственник торгового центра «Южный» — ООО «Кастро Инвест» — уведомил арендаторов комплекса о том, что до 16 июля они должны освободить помещения торгового центра в связи с его закрытием на реконструкцию. Эту информацию „Ъ“ подтвердил один из совладельцев «Кастро Инвеста», первый заместитель гендиректора ЗАО «Татгазинвест», депутат Госсовета Татарстана Камиль Абдуллин. По его словам, реконструкция торгового центра продлится около двух лет и до конца 2009 года предполагается сдать его в эксплуатацию. «Решение о смене концепции торгового центра было принято новым собственником „Южного“, иностранным инвестиционным фондом, который приобрел „Кастро Инвест“ и управляющую компанию „Южного“ „Молл Технолоджи“»,— рассказал господин Абдуллин, не назвав иностранного инвестора и сумму сделки, сославшись на подписанное между ее участниками соглашение о конфиденциальности.

Предполагается, что к «Южному» будут пристроены вторая и третья очереди, в результате чего его площадь увеличится с нынешних 20 тыс. до 70 тыс. кв. м, а его класс изменится с «премиум» на «дисконт». По словам господина Абдуллина, в рамках комплекса появятся шесть кинотеатров и центр семейных аттракционов. «По якорным арендаторам решение пока не принято, однако центральной идеей реконцепции является разведение покупательских потоков „Южного“ и МЕГИ („МЕГА Молл“, принадлежащий шведской компании IKEA, является основным конкурентом „Южного“.— „Ъ“)»,— рассказал он.

«Южный» был одним из первых крупных торговых центров Казани. Открыт в августе 2004 года. Он пользовался популярностью у жителей города, пока в ноябре 2005 года недалеко от него не был построен семейный торговый комплекс «МЕГА Молл», принадлежащий шведской компании IKEA, почти в пять раз превышающий по площадям «Южный». Два комплекса имеют общих арендаторов — в их числе сеть магазинов электроники и бытовой техники «М-Видео». В результате МЕГА оттянула посетителей «Южного».

Однако, как сообщил господин Абдуллин, исследование рынка, проведенное консалтинговой компанией по заказу нового владельца «Южного», показывает, что центр может конкурировать со своим соседом при условии, если «Южный» будет предлагать более дешевые и массовые товары. Кроме того, ожидается, что кинокомплекс, который отсутствует в казанской МЕГЕ, перетянет в «Южный» многих посетителей шведского молла.

Собеседники „Ъ“ считают, что новым владельцем «Южного» стал британский девелопер London & Regional Properties (инвестирует в коммерческую недвижимость и девелоперские проекты в Великобритании, Швеции, Финляндии, Германии, Польше, Дании, Литве и России), который проявлял интерес к этому торговому центру. С 2005 года компания вложила свыше 500 млн евро в российскую коммерческую недвижимость. В настоящее время London & Regional Properties строит торговые центры в Калуге и Пензе и четырехзвездочный отель в Новосибирске. Подтверждение о покупке «Южного» вчера у компании получить не удалось.

Генеральный директор компании «Сити-центр» (управляет торговыми комплексами «Сувар-Плаза», «Сити-центр» и XL) Леонид Рахимов предполагает, что бывшие собственники «Южного» продали «не все 100%, а около того», сохранив небольшие доли. По его оценкам, торговый центр был продан за $35-40 млн. «Учитывая, что площадь земельного участка, на котором расположен центр, больше гектара, и сам центр стоит в районе 25-30 млн долларов, инвестор купил его за 35-40 млн долларов, не больше»,— подсчитал господин Рахимов.

Директор по развитию Leeds Property Group Алексей Могила считает эту сделку предсказуемой «для такого конкурентного рынка, как казанский»: «„Южный“, скорее всего, станет первой ласточкой. За ним могут последовать другие закрытия на „реконструкцию“». «В целом это нормальная ситуация, которая сегодня находится в тренде. Это раньше вхождение иностранного инвестора в капитал российского, тем более регионального торгового центра, было сенсацией. А сегодня это рядовая сделка»,— полагает Алексей Могила. «Неудивительно, что „Южному“ удалось привлечь иностранного инвестора в проект,— говорит региональный директор по торговой недвижимости Colliers International Максим Гасиев.— На рынке сейчас мало качественной недвижимости. Инвесторы широко рассматривают проекты, которые можно купить и увеличить инвестиционную стоимость, изменив их концепцию».

20/05/2008
У торговой сети «Гроссмарт» отнимают торговые площади
КоммерсантЪ
Торговая сеть «Гроссмарт» может лишиться половины своей казанской сети. Группа РТМ, являющаяся собственником помещений, которые арендует «Гроссмарт», потребовала освободить площади семи казанских магазинов и уже заключила предварительные договора аренды с конкурентами сети — Billa и «Мосмартом». Эксперты полагают, что в случае, если «Гроссмарт» не сумеет доказать в суде незаконность действий арендодателя, ее доля на региональном рынке может сократиться на 40%.
Семь из тринадцати казанских магазинов общей площадью 6,305 кв. м, расположенные на улице Гагарина, 22 (738,3 кв. м), на Сибирском тракте, 17 (1308,1 кв. м), на улице Академика Глушко (406,6 кв. м), на улице Мира, 33 (871,1 кв. м), на улице Саид-Галеева, 6 (933,8 кв. м), на улице Гвардейской, 33 (1090 кв. м.) и Академика Завойского, 3а (956,7 кв. м), находятся под угрозой закрытия. Собственник площадей девелоперская группа РТМ ранее требовала от холдинга «Марта», владеющего «Гроссмартом», до 5 мая этого года освободить 21 помещение в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Курске, Ставрополе, Туле и Красноярске, мотивировав свое решение «несвоевременными выплатами арендных платежей».

Холдинг «Марта» считает действия РТМ незаконными, освобождать помещения не собирается и будет добиваться своих прав в суде. «В настоящий момент все 13 казанских магазинов работают в нормальном режиме»,— рассказал „Ъ“ операционный директор сети «Гроссмарт» Сергей Калюжин. Холдинг обвиняет арендодателя в том, что он силами своей службы безопасности, при отсутствии правовых оснований, 16 мая блокировал доступ и фактически захватил несколько магазинов сети «Гроссмарт» в Красноярске, Туле, Санкт-Петербурге. «Мы готовы отстаивать свою точку зрения и решать вопрос в правовом поле. Мы рассчитываем, что менеджмент ОАО „РТМ“ все же не станет предпринимать радикальных и необдуманных шагов и вступит с нами в процесс переговоров. Однако действия РТМ наглядно демонстрируют, что методы и средства ведения бизнеса, которые в последнее время практикует эта компания, находятся за гранью деловой этики»,— прокомментировала действия РТМ пресс-служба «Марты».

Представители «Марты» расценивают действия РТМ как «рейдерский захват», поясняя, что отнимаемые у «Гроссмарта» площади изначально принадлежали торговой сети. Однако в рамках создания девелоперской группы РТМ в 2006-2007 годах один из ее основателей — владелец холдинга «Марта» Георгий Трефилов — передал эти помещения в уставный капитал ОАО «РТМ» для увеличения его активов. Предполагалось, что это не затронет интересов торгового оператора «Гроссмарт», занимающего переданные в РТМ площади на правах долгосрочной аренды. В феврале 2008 года Георгий Трефилов продал свою долю в РТМ (35,7% акций компании) генеральному директору РТМ Эдуарду Вырыпаеву, контролирующему на сегодняшний день 71,4% акций группы. В марте «Гроссмарту» поступило уведомление с требованием освободить помещения 21 магазина. В холдинге уверены, что РТМ «попросту решила избавиться от добросовестного арендатора».

Представитель РТМ рассказал, что на освобождаемые помещения уже заключены предварительные договора аренды с двумя другими ритейлерами — Billa и «Мосмарт». Вчера он заявил „Ъ“, что РТМ готова встретиться в холдингом в суде, поскольку «действует в рамках закона и имеет все соответствующие документы».

«Вероятно, судебное разбирательство по данному вопросу затянется, что в интересах нынешних арендаторов,— полагает аналитик ИК „Финам“ Сергей Фильченков.— Однако если дело будет решено не в пользу „Марты“, компания может потерять около 40% доли регионального рынка». По оценке господина Фильченкова, доля «Гроссмарта» в Татарстане на розничном продуктовом рынке Татарстане не превышает 13-14%. После того, как семь казанских магазинов перейдут РТМ, она будет не выше 7%.

«Доля „Гроссмарта“ всегда была небольшой, — говорит директор по маркетингу и рекламе торговой сети „Бахетле“ Игорь Шевелев.— Оценить ее сложно, поскольку мы работаем в разных форматах и не рассматриваем „Гроссмарт“ как конкурента. Эта сеть позиционируется больше как „магазины у дома“, и в этом плане она конкурирует с „Магнитом“, „Пятерочкой“, „Эдельвейсом“, сетью магазинов „Народный“ и „Августин“. Если часть магазинов „Гроссмарта“ закроется, конкуренты быстро заберут себе его клиентов. Но нельзя сказать, что они (конкуренты. — „Ъ“) от этого выиграют — „Гроссмарт“ не отличался высокими темпами развития в последнее время».

09/05/2008
В Челнах будет свой “OBI”
Время и Деньги
Магазин известной европейской сети "OBI" будет построен в Набережных Челнах. Договоренность об этом достигнута на встрече мэра города Ильдара Халикова с генеральным директором ООО "OBI" Торстеном Фогтом и директором по развитию и строительству Мартином Хубманом, состоявшейся в Челнах 7 мая, сообщила пресс-служба мэрии Набережных Челнов.
ООО "OBI" является российским представителем немецкой компании "OBI", хорошо известной не только в Германии, но и во всей Европе в качестве лидера в секторе товаров DIY (do-it-yourself - сделай сам). В магазинах "OBI" представлено более 50 тысяч товаров для строительства, ремонта, обустройства дома и работы в саду по выгодным ценам. В каждом магазине есть отделы инструментов и техники, стройматериалов, декоративной отделки, товаров для сада.

В настоящее время открыты 506 магазинов "OBI", 334 из которых находятся в Германии и 172 - в странах Центральной и Восточной Европы. Общий оборот группы компаний к концу 2006/2007 финансового года составил 5,8 миллиарда евро. В компании работает более 38000 сотрудников.

По состоянию на первый квартал 2008 года 12 торговых центров открыты в России, 4 из которых - в Москве.

Примечательно, что Набережные Челны стали первым в РФ городом с населением менее миллиона человек, в котором OBI решила разместить свой магазин. К слову, он превзойдет по площади на 2 тысячи квадратных метров аналогичный торговый центр в миллионной Казани.

По словам Ильдара Халикова, площадка под строительство определена напротив 60 комплекса. Объем необходимых инвестиций пока не известен, так как еще не произведены изыскательские работы, не определены затраты на сооружение коммуникаций и инженерных сетей.

Как заявил Торстен Фогт, в результате реализации проекта город получит 200 рабочих мест, плюс еще около 100 человек будут задействованы на вспомогательных производствах.

Семь месяцев понадобится инвесторам на строительство объекта с момента его начала и еще два месяца на период технологической подготовки.

Как пошутил Торстен Фогт: "Наш ребенок вынашивается девять месяцев".

23/04/2008
«Техносила» вышла из очереди: Арендатором нового здания казанского Park House станет ее конкурент
КоммерсантЪ
«Техносила» отказывается переезжать в новое здание казанского Park House, которое торговый центр намеревался построить специально под ритейлера. Сеть не будет арендовать 7 тыс. кв. м второй очереди комплекса, предпочитая сохранить нынешний магазин в Park House площадью 3,4 тыс. кв. м. Новые площади могут быть переданы конкурирующей компании: по мнению экспертов, ей станет Media Markt, которая уже выразила заинтересованность в развитии сети в Казани. «Техносила», однако, надеется, что ее давний партнер не «подсадит» ритейлеру конкурента.
Владелец комплекса — компания Meinl European Land — в марте 2009 года намерена открыть вторую очередь торгового центра. Объем инвестиций в строительство, по предварительным подсчетам, составит 20 млн евро. При строительстве второй очереди компания намеревается опробовать новый формат — возведение отдельных зданий под конкретного заказчика. Одним из них собиралась стать «Техносила». Однако, как сообщили „Ъ“ в Manhattan Real Estate Management (компания управляет казанским Park House), «сейчас идет официальный процесс расторжения договора с „Техносилой“». По словам директора по управлению торговыми центрами Manhattan Real Estate Management Елены Шульгиной, арендаторами второй очереди станут OBI и оператор магазинов электроники и бытовой техники, который пока не определен.

Как рассказала „Ъ“ директор по связям с общественностью «Техносилы» Надежда Сенюк, ранее между ритейлером и торговым центром было подписано предварительное соглашение. Согласно ему, «Техносила» должна была переехать из основного здания Park House, где она арендует 3,4 тыс. кв. м площадей, в отдельное, вдвое больше по площади. «Мы пока окончательно не определились, нужны ли нам эти семь тысяч квадратных метров, ведь переезд потребует дополнительных инвестиций. А у нас в ближайших планах открытие в Казани еще одного торгового объекта», — сказала госпожа Сенюк, добавив, что с Park House, как с давним партнером сети, есть устное соглашение не «сажать на эти площади» других ритейлеров бытовой техники. Однако в Manhattan Real Estate Management „Ъ“ наличие соглашения не подтвердили.

«Вероятно, „Техносила“ посчитала расширение невыгодным, — полагает генеральный директор УК „Сити-Центр“ Леонид Рахимов. — Тому может быть много причин. Во-первых, маловероятно, что у „Техносилы“ в Park House идут бурные продажи. Во-вторых, вполне возможно, что новая власть (ранее торговым центром управляла компания „Молл Менеджмент“. — „Ъ“) выставила „Техносиле“ совсем иные цены. Два этих фактора могли подтолкнуть ритейлера к тому, чтобы уступить новые площади конкуренту». Им, по мнению господина Рахимова, вполне может стать иностранный игрок Media Markt, поскольку эта сеть уже работает с торговыми центрами Park House в других регионах.

С ним согласен директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов: «Приход в Казань Media Markt не исключается, поскольку федеральные игроки на казанский рынок уже вышли и занимают на нем серьезную долю». «Учитывая стремление Media Markt активно развиваться в России, я не исключаю такого развития событий, — считает и аналитик ИГ „АнтантаПиоглобал“ Андрей Верхоланцев. — Выход в регионы для компании, стремящейся завоевать российский рынок, крайне важен».

В Media Markt „Ъ“ вчера сообщили, что «заинтересованы в развитии сети как в Казани, так и в других регионах России». «Сейчас наша сеть присутствует в четырех городах, и, естественно, мы планируем ее дальнейшее развитие. Мы развиваемся в формате „гипермаркет“, средняя площадь наших магазинов составляет от 2,5 до 8 тысяч кв. м», — уточнили в компании.

04/04/2008
В Казани появился новый торговый центр. Для предпринимателей
Время и Деньги
Вчера в Казани открылся Торговый центр международной компании прямых продаж Amway. Компания производит и реализует продукцию для ухода за домом и средства личной гигиены. Сотрудничает с независимыми предпринимателями и торговыми представителями в 80 странах мира. В 2007 году объем продаж компании составил $7,1 млрд.
На российский рынок Amway вышла в 2005 году. Объем продаж компании в России за прошлый год составил около $400 млн. Россия вошла в пятерку стратегических рынков компании в мире. В связи с этим за период до 2012 года дополнительные инвестиции Amway в нашей стране достигнут $90 млн.

Казань стала десятым городом в России, где Amway открывает свои ТЦ. Казанский ТЦ будет межрегиональным и станет обслуживать 60 тыс. независимых предпринимателей Татарстана, Чувашии, Мордовии, Удмуртии, Марий Эл, Пензенской, Ульяновской и Кировской областей. Инвестиции в проект составили около 15 млн рублей, сообщил менеджер по управлению ТЦ и региональному развитию Amway Илья Верховский. Площадь ТЦ 1300 кв. метров.

27/03/2008
В Буинске открылся торговый центр Domo
Guide to Property
26 марта в Буинске открылся обновленный супермаркет бытовой техники Domo. Как сообщили Guide to Property в пресс-службе компании, это 31-й по счету магазин Domo в Татарстане.

Супермаркет расположился на 1-ом этаже торгового центра Domo по улице Розы Люксембург. В 2006 году бывший городской универмаг площадью более 2 000 кв. м был приобретен в собственность компанией Domo, которая провела там ремонт  и переоборудование в соответствии с современными  стандартами. Инвестиции в реконструкцию составили порядка 35 млн. рублей.

Кроме супермаркета бытовой техники на 1-ом этаже ТЦ Domo разместился продуктовый магазин «Магнит».

Торговая компания DOMO - одна из крупнейших торговых сетей России по торговле бытовой техникой и электроникой - основана в 1998 году.  На сегодняшний день торговая сеть Domo представлена в 20 регионах Российской Федерации.  Наряду с торговлей бытовой электроникой Domo успешно развивает и другие направления бизнеса. Так, в число направлений деятельности компании входит оптовая торговля бытовой электроникой,  сеть магазинов по продаже книг («Книжный Двор»)  и ряд других проектов.

13/03/2008
«Эдельвейс-Групп» стал единственным владельцем торгово-развлекательного комплекса «Кольцо»
КоммерсантЪ
ОАО «Эдельвейс-Групп» консолидировало 100% акций ОАО «Гипермаркет „Кольцо“», выкупив у казанского Комитета земельных и имущественных отношений (КЗИО) 23,7% акций за 525 млн руб. Эксперты считают, что владелец «Кольца» выставит его на продажу через полтора-два года. По их мнению, виды на здание гипермаркета могут иметь крупные продуктовые ритейлеры и девелоперские компании.
«Эдельвейс-Групп» выкупил у муниципалитета Казани на аукционе 23,7% акций ОАО «Гипермаркет „Кольцо“» за 525 млн руб., что в 2,2 раза превышает номинальную стоимость пакета. В результате, как сообщили „Ъ“ в «Эдельвейс-Групп», компания консолидировала 100% акций «Кольца».

Ъ  ОАО «Гипермаркет „Кольцо“» владеет торгово-развлекательным комплексом «Кольцо» в центре Казани. Первая очередь комплекса площадью 46,8 тыс. кв. м введена в эксплуатацию в ноябре 2006 года. Достроить комплекс планируется к августу 2008 года, тогда его площадь составит 86,8 тыс. кв. м. Стоимость строительства центра оценивается в 2,8 млрд руб. Уставный капитал ОАО «Гипермаркет „Кольцо“» составляет 1,16 млрд руб. и состоит из 116 млн обыкновенных акций номиналом 10 руб. Акционер — ОАО «Эдельвейс-Групп», владельцами которого являются бизнесмены Илшат и Айрат Хайруллины.
Ранее власти заявляли, что город владеет блокирующим пакетом: в утвержденную гордумой программу приватизации муниципальной собственности на 2007 год были включены 25% плюс 1 акция «Кольца» — 29 млн акций общей номинальной стоимостью 290 млн руб. Представители городской администрации сообщали, что город приобрел этот пакет в 2004 году при учреждении общества в обмен на здание и земельный участок под строительство гипермаркета — общей стоимостью 233,9 млн руб., а также на пакет акций ОАО «Солодовпиво».

В КЗИО отказались комментировать сделку по продаже муниципальной доли «Кольца», а также пояснять ее сокращение. Генеральный директор «Эдельвейс-Групп» Илшат Хайруллин сказал „Ъ“, что «изначально доля КЗИО (в ОАО „Гипермаркет «Кольцо»“. — „Ъ“) составляла не 25%, а меньше». «В момент формирования начального пакета акций гипермаркета город планировал свою долю в размере 25%, что составляло 290 млн руб., но внес только 270 млн руб.», — отметил господин Хайруллин.

Он предпочел не пояснять, с какой целью «Эдельвейс-Групп» выкупил долю второго акционера «Кольца». Эксперты считают, что владельцы гипермаркета выставят актив на продажу в ближайшие 1,5-2 года. «С точки зрения доходов от аренды смысла мало держать объект, Хайруллины понимают, что выгоднее его продать и вложить средства в другие проекты», — уверен аналитик ИК «АнтантаПиолгобал» Андрей Верхоланцев. Эксперт «Тройки Диалог» Михаил Терентьев отметил, что 100%-й пакет «сильно повышает привлекательность актива, а совладелец отпугивает покупателей». Аналитики сошлись во мнении, что потенциальными покупателями могут стать российские компании, а не иностранные фирмы. «Западные фонды заходят с партнерами, им неинтересно просто купить и управлять», — отметил начальник аналитического управления группы компаний «Регион» Константин Комиссаров. Среди возможных покупателей собеседники „Ъ“ назвали австрийский холдинг Meinl European Land. На взгляд господина Комиссарова, «Кольцо» в первую очередь привлекательно для российских продуктовых ритейлеров. «Для них вход в Татарстан достаточно сложный. Возможно, в торговом центре будут заинтересованы Х5 Group, „Патэрсон“. Кроме этого, многие региональные ритейлеры начинают заниматься девелопментом», — считает господин Комиссаров. Аналитики также высказывали мнение, что потенциальным покупателем может быть московский девелопер LEON Building, который скупает действующие торгово-развлекательные центры в регионах, чтобы затем интегрировать приобретенные объекты в единую российскую сеть.

29/02/2008
На место турецкого ритейлера «Рамстор» в казанском «Сити-центре» претендует «Бахетле»
КоммерсантЪ
В Казани две крупных торговых сети борются за право размещения своего гипермаркета на площадях торгового «Сити-центра». На месте «Рамстора», арендующего эти площади с 2003 года, в ближайшее время планирует расположиться местная сеть «Бахетле». Для этого татарстанский ритейлер в конце 2007 года выкупил площади у владельца «Сити-центра» — ООО «Сувар-Казань». Однако «Рамстор» рассчитывает работать здесь еще как минимум пять лет.
Торговая сеть «Бахетле» намерена до конца 2008 года открыть гипермаркет на месте магазина «Рамстор» в казанском торговом «Сити-центре». «Бахетле» в конце прошлого года купила площади (2,5 тыс. кв. м), арендуемые «Рамстором», у компании «Сувар-Казань». Сумма сделки не раскрывается. Источник в «Бахетле», пожелавший остаться не названным, отметил, что площади в «Сити-центре» компания приобрела «не для сдачи в аренду другому ритейлеру».

Между тем, «Рамстор», согласно арендному договору 2003 года с прежним собственником площадей, может работать в «Сити-центре» еще как минимум пять лет. Генеральный директор компании «Enka ТЦ» (собственник сети «Рамстор») Мурат Дуран уточнил „Ъ”, что договор аренды площадей в «Сити-центре» действителен до сентября 2013 года. «Сегодня мы продолжаем работать на этих площадях. Своевременно вносим арендную плату, соблюдаем все условия договора и поэтому не видим оснований для расторжения договора досрочно, — подчеркнул господин Дуран. — К нам поступали уведомления от нового собственника с просьбами закрыть магазин. Но смена собственника не влияет на договор аренды», — добавил он.

Ъ  Владельцем сети «Бахетле» является одноименная татарстанская группа, работающая с 1991 года. Ее основные акционеры — Муслима Латыпова и ее дочь Эльвира Харламова. Сейчас сеть состоит из 11 супермаркетов, семь из которых расположены в Казани, два — в Нижнем Новгороде и Набережных Челнах, два — в Москве. До 2010 года «Бахетле» планирует открыть еще 19 магазинов.
Гипермаркет «Рамстор» в «Сити-центре» был первым магазином турецкого продуктового ритейлера в Татарстане. Сейчас его сеть в республике состоит из двух гипермаркетов и трех супермаркетов, в прошлом году она сократилась на два магазина. В частности, в торговом центре МЕГА «Рамстор» уступил свое место «Бахетле». Тогда генеральный директор компании Мурат Дуран заверил, что это «не означает отказа от планов развития сети в регионе». «Мы пришли на татарстанский рынок всерьез и надолго», — подчеркнул он. Тем не менее, в Поволжье, помимо Казани, сеть закрыла несколько магазинов в Самаре и единственный гипермаркет в Чебоксарах. В конце 2007 года все крупные форматы «Рамстора» в Москве (всего 14 магазинов) были проданы французской сети гипермаркетов Auchan за 181 млн евро.

Несмотря на тенденцию сокращения сети «Рамстор», участники татарстанского рынка считают, что ритейлер вряд ли уйдет из «Сити-центра». Заместитель управляющего сбытовой сети «Пятерочка» в Татарстане Николай Козин полагает, что месторасположение этого торгового центра очень привлекательно — его посещают не только постоянные клиенты (торговый центр расположен в спальном районе), но и большое количество людей, закупающих продукты при поездке за город, стоимость их покупок в два-три раза больше средней. По словам генерального директора компании «Сити-центр» Леонида Рахимова, посещаемость «Рамстора» в месяц составляет 90–100 тыс. человек, а средний чек — 400-500 руб.

Директор казанского филиала «Торгового дома „Перекресток”» Радик Ибрагимов считает, что «Рамстор» имеет право рассчитывать на арендованное помещение до конца срока действия договора. «В силу действующего законодательства переход права собственности к другому лицу не является основанием для изменения условий договора аренды, — поясняет он. — Поэтому татарстанский ритейлер обязан соблюдать условия заключенного ранее договора. Полагаю, что и повышение арендной платы возможно только с обоюдного согласия сторон». Аналитики не исключают, что «Рамстор» может согласиться освободить помещение за отступные. «С учетом того, что договор аренды действует еще достаточно долго, цена добровольного ухода должна соответствовать рыночной стоимости прав аренды. В данном случае речь может идти о сумме в $300-500 тыс. в год», — подсчитал аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. Таким образом, по его мнению, сумма отступных может составить $1,5-2 млн.

26/02/2008
Владельцы Domo дали на сеть
Ведомости
Самарская сеть «Сателлит» все же сменила владельца. Конечными бенефициарами компании стали структуры «Ак барс банка» и Татфондбанка, владеющие сетью Domo
Впервые информация о том, что «Сателлит» продается, появилась весной прошлого года. Главным претендентом на покупку участники рынка называли казанскую сеть Domo. Стороны сделку опровергали.

увеличить

DOMO
СЕТЬ МАГАЗИНОВ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ
Включает 136 магазинов в 93 городах РФ.
Товарооборот компании в 2006 г. составил $250 млн.
Акционеры – Chroston Management Ltd (97,9%).

«Сателлит»
СЕТЬ МАГАЗИНОВ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ
Включает 52 магазина в 35 городах Поволжья и Урала.
Оборот (2005 г.) – $100 млн.
Акционеры – Chroston Management Ltd (90%), менеджмент компании (10%).
Однако, по данным ЕГРЮЛ, летом 2007 г. в состав акционеров вошла компания Chroston Management Ltd. Фирма контролирует 90% сети «Сателлит», остальное принадлежит физлицам: по 2% разделили Владимир Янгазов, Рафаиль Султанов, Александр Маженков, Андрей Баев и Олег Долгов, гендиректор «Сателлита». Акции продал менеджмент.
Та же Chroston Management Ltd. является конечным бенефициаром торговой сети Domo, о чем сообщается в проспекте к облигационному займу компании. Слияние с «Сателлитом», а также действия Chroston Management Ltd. в Domo не комментируют. Долгов подтвердил «Ведомостям» изменение в составе акционеров «Сателлита». Сумму сделки он не раскрывает. Участники рынка оценили «Сателлит» в $40-50 млн. Контроль над самарской компанией осуществляет фонд Global Electronics Company, аффилированный с Chroston Management Ltd., уточнил директор представительства Global Electronics Company в РФ Герман Волков. Долгов утверждает, что Chroston Management Ltd. создана инвесткомпанией «Ак барс финанс» и еще несколькими банками и фондами. Источник в «Ак барс финанс» это подтвердил, уточнив, что речь идет о структурах, близких к «Ак барс банку» и Татфондбанку.

По словам Долгова, объединенная компания будет делать акцент на три торговых формата магазинов — 1000 кв. м, 2500 кв. м и 3500 кв. м. При этом каждый из участников объединения (по форматам) будет самостоятельно вести операционную деятельность и работать с поставщиками.

Участники рынка восприняли новость с удивлением. «Непонятно, что будет с компаниями, приобретенными Domo ранее. 30-50% магазинов, входящих в сеть, меньше 1000 кв. м», — удивлен Кирилл Новиков, гендиректор сети «Эксперт». В 2006 г. Domo приобрела 16 магазинов сибирской сети «Айсберг», сеть из четырех магазинов «КГБ» в ХМАО. В 2007 г. в Domo вошли тюменская «Бигмаг» (6 магазинов), «Телевид» (5 магазинов на Северном Кавказе) и «Коминком» (8 магазинов в Оренбургской области). «Площадь купленных Domo магазинов колеблется в пределах 300-1500 кв. м, на малоформатные магазины приходится около 70%», — утверждает Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью «Техносилы». По словам Новикова, сепаратная закупка неэффективна, поэтому подобная схема объединения невыгодна участникам. «Ситуация с Domo довольно странная: компания, претендующая на работу в крупном формате, кроме Казани, никогда не участвовала в тендерах на крупные объекты», — говорит Сенюк.

22/02/2008
«Эльдорадо» открывает 7-й магазин в Казани
www.cnews.ru
Площадь гипермаркета составляет около 2000 кв.м., ассортимент – около 30 000 наименований техники ведущих мировых производителей.

Обслуживать казанских покупателей будут около 40 продавцов-консультантов, техников-экспертов и др. Сеть «Эльдорадо» работает в Казани, начиная с 1995 г. С открытием нового магазина общая площадь магазинов «Эльдорадо» превысила 16 000 кв.м.

22/02/2008
Израильский бизнесмен откроет в Татарстане торговые центры
Время и Деньги
Компания Home Center (DIY) Ltd., принадлежащая известному израильскому предпринимателю Элизеру Фишману, планирует открыть в России 16 торговых центров формата do-it-yourself (DIY, товары для дома и ремонта). Home Center собирается открыть магазины в торговых центрах Краснодара, Оренбурга, Челябинска, Набережных Челнов, Ижевска, Москвы, Казани, Липецка, Санкт-Петербурга, Саратова, Барнаула, Новосибирска, Пензы и Нижнего Новгорода. Первый российский магазин Home Center был открыт в Ярославле.

Суммарная площадь торговых центров Home Center в России к 2010 году составит 160 тыс. кв. м.

Стоимость инвестпрограммы Home Center в РФ оценивается в $138,5 млн. IFC готово выделить кредиты почти на половину этой суммы - $67 млн.

Home Center - крупнейший ритейлер формата DIY в Израиле, компания также присутствует на рынках Кипра и Сербии.

20/02/2008
Переменный «Вестер»: Федеральный ритейлер передумал открывать в Казани второй гипермаркет
КоммерсантЪ
Калининградский «Вестер-Ритейл» передумал создавать сеть своих магазинов в Казани, не найдя подходящего места под свою вторую торговую точку в городе. Сервеинговая компания «Единая арендная система», которая по соглашению с «Вестер-Ритейлом» реконструировала под гипермаркет сети здание бывшего завода в Кировском районе и вложила в реконструкцию 60 млн руб., добивается через арбитраж заключения договора аренды. Эксперты соглашаются с ритейлером — розница в этом районе «не пойдет».
Вчера директор по связям с общественностью базирующейся в Калининграде группы компаний «Вестер» Римма Ремизова сообщила „Ъ“, что в этом году ритейлер планирует открыть в Татарстане один или два магазина «Вестер» общей площадью порядка 20 тыс. кв. м, но «точно не в Казани». Между тем ранее федеральная сеть связывала со столицей Татарстана большие планы. Директор Приволжского округа группы компаний «Вестер» Сергей Лушников заявлял о намерении ритейлера до 2010 года открыть в Казани четыре-пять магазинов и таким образом получить 10% рынка розничных сетевых продаж в городе.

Как писал „Ъ“ (см. номер от 22 сентября 2007 года), «Вестер» пришел на татарстанский рынок в прошлом году. Свой первый супермаркет торговой площадью 2,3 тыс. кв. м и с ассортиментом 20 тыс. наименований он открыл в Набережных Челнах в августе. Второй гипермаркет площадью 3,2 тыс. кв. м, в котором было представлено 30 тыс. наименований товаров, распахнул двери спустя месяц в казанском ТЦ «Грани» на ул. Арбузова, который принадлежит ОАО «Сервеинговая компания „Единая арендная система“» (ЕАС).

Под второй казанский магазин, который планировалось открыть в декабре прошлого года, ЕАС предложила ритейлеру помещения бывшего завода «Серп и Молот», расположенного на ул. Клары Цеткин. В июне 2007 года стороны заключили предварительный договор аренды. Однако торговая сеть передумала размещать по этому адресу свою торговую точку. По словам госпожи Ремизовой, договор аренды с ЕАС «скорее всего, заключен не будет», так как партнер «не выполнил условия предварительного соглашения. «Объект на улице Клары Цеткин не пригоден для использования в качестве торгового предприятия. Нам был обещан магазин, а предложили склад», — заявила „Ъ“ госпожа Ремизова.

ЕАС пытается через Арбитражный суд (АС) Татарстана добиться заключения с «Вестер-Ритейлом» договора аренды, а также получить компенсацию в размере 6 млн руб., что составляет месячную плату за аренду площадей. Как рассказал на первом судебном заседании представитель ЕАС Эдуард Нуриев, по условиям договора стороны должны были «провести ремонтные работы», чтобы «создать из объекта торговый комплекс». Господин Нуриев утверждает, что «арендодатель свои обязанности выполнил», освоив на объекте 60 млн руб. из предполагавшихся 90 млн руб., тогда как «арендатор к ним даже не приступал». В связи с этим предусмотренный предварительным соглашением срок заключения основного договора аренды (не позднее 1 декабря 2007 года) «был нарушен». ЕАС 27 ноября направила ритейлеру проект договора, а 17 декабря получила ответ, в котором торговая сеть предлагала «досрочно расторгнуть договор» и возвратить 12 млн руб. задатка. В ОАО это расценили как «односторонний отказ от обязательств по договору» и подали иск в арбитраж.

Юрист торговой сети «Вестер-Ритейл» Любовь Зубарева считает требования ЕАС «необоснованными», а изложенные в исковом заявлении доводы «не соответствующими фактическим обстоятельствам дела». По словам госпожи Зубаревой, ЕАС «не представила ни одного документа, свидетельствующего о том, что на объекте завершена реконструкция, он введен в эксплуатацию и его можно использовать по целевому назначению». Представитель ритейлера также сообщила, что компания не располагает данными об определении площади объекта после реконструкции: в предварительном соглашении названа ориентировочная площадь в 10,3 тыс. кв. м, а в предлагаемом договоре аренды — 10,5 тыс. кв. м. По этой причине, по мнению юриста, «краткосрочный договор аренды недействителен», а основной договор аренды не может быть заключен. Кроме того, юрист «Вестер-Ритейла» обвинила истца в том, что он «фактически организовал реконструкцию по своему усмотрению».

Судебная тяжба продолжится в марте. Между тем эксперты считают, что «Вестер-Ритейл» отказался от заключения договора аренды из-за невыгодного местоположения здания. По словам замдиректора торгового дома недвижимости «Йорт» Дины Журавлевой, к числу необходимых условий размещения крупного магазина по розничной торговле продуктами питания относится нахождение его на первой линии, высокая проходимость района и его густонаселенность. «Улица Клары Цеткин никогда не считалась ни элитной, ни проходимой. Население здесь малочисленное и материально плохо обеспеченное, поэтому розница никак не пойдет», — считает госпожа Журавлева. По мнению риэлтера, в этом районе, относящемся к «4—5-й категории престижности», более обоснованно размещение не продуктового супермаркета, а центра продаж или ремонта автомобилей.

Президент гильдии риэлтеров Татарстана Валерий Абсалямов также считает, что компания явно ошиблась с выбором места для магазина. «Торговля продуктами питания в этом районе будет иметь успех только в дачный период», — говорит он. Господин Абсалямов отмечает, что «спектр четырех магазинов «МЕТРО», «Перекресток», «Реал» и «Бахетле» перекрывает потребности покупателей в каком-то продукте», поэтому покупателю ехать на улицу Клары Цеткин «просто нет никакой необходимости».

08/02/2008
Торговая компания DOMO увеличила уставный капитал в 2,5 раза
Интерфакс
ОАО «DOMO» (Казань) увеличило уставный капитал за счет допэмиссии акций в 2,5 раза — до четырех млрд. руб. Федеральная служба по финансовым рынкам 31 января зарегистрировала отчет об итогах дополнительного выпуска обыкновенных акций. Компания разместила по закрытой подписке 24 млрд акций по номиналу 0,1 руб. на сумму 2,4 млрд руб. Весь объем эмиссии приобрел единственный акционер АО — компания Chroston Ltd (Кипр). До размещения акций дополнительного выпуска, уставный капитал DOMO составлял 1,6 млрд руб. и был разделен на 16 млрд акций номинальной стоимостью 0,1 руб.
Ранее директор ООО «ДОМО-Финанс» Дмитрий Городецкий сообщал, что увеличение уставного капитала необходимо, поскольку сеть DOMO охватывает уже 22 региона Российской Федерации, то есть интересы DOMO давно вышли за рамки региона. Только в 2007 году новые магазины торговой сети открыты в Тюменской и Оренбургской областях, в Уфе и Нижнем Новгороде, в Ставропольском и Краснодарском краях.

24/12/2007
Domo открывает новые гипермаркеты в Уфе и Казани
Guide to Property
В столицах Татарстана и Башкирии открылись в прошедшую пятницу новые гипермаркеты Domo. Как сообщили Guide to Property сообщили в пресс-службе сети, с учетом этих магазинов общую численность Domo составят 138 магазинов.

В Уфе новый Domo - пятый по счету магазин компании. Он расположился в новом торговом центре «Южный полюс» (40 тыс. кв. м), где занимает площадь 2,2 тыс. кв. м. Этот гипермаркет бытовой техники и электроники станет самым большим магазином Domo в Башкирии. Инвестиции в проект составили около 65 млн. рублей.

«Мы давно хотели открыть магазин Domo именно в районе «Зеленая роща», - говорит региональный директор DOMO Лениза Ризванова, - но останавливало отсутствие  торговых площадей требуемого формата. Торговый центр «Южный полюс» построен недавно, и он отвечает нашим критериям. Открытие нашего магазина будет проходить в особой атмосфере, ведь в этот же день откроется и сам «Южный полюс».

В Казани новый Domo расположился в центре города в ЦУМе на 1,8 тыс. кв. м и стал восьмым магазином в столице Татарстана. Здесь предновогоднюю атмосферу обеспечит акция – скидки на бытовую технику и электронику до 50%.

Торговая компания Domo основана в 1998 году.  На сегодняшний день торговая сеть Domo по продаже бытовой техники и электроники насчитывает 136 магазин в 94 городах Российской Федерации. Наряду с этим Domo успешно осваивает и другие направления бизнеса. Так, в число направлений деятельности компании входит оптовая торговля бытовой электроникой,  развитие сети магазинов по продаже книг («Книжный Двор) и ряд других проектов.

18/12/2007
В Краснодаре открылся гипермаркет DOMO
Время и Деньги
14 декабря в Краснодаре открылся первый в этом городе гипермаркет бытовой техники и электроники DOMO, сообщила пресс-служба компании. Общая площадь магазина - 2400 квадратных метров. Инвестиции в проект составили свыше 50 миллионов рублей.
- Открытие гипермаркета в Краснодаре - еще один значительный шаг компании по продвижению на юг России. С этого года магазины DОМО начали работать в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарии. Несмотря на то, что в Краснодаре представлены все федеральные сети, рынок бытовой техники и электроники здесь далек от насыщения. Краснодар, где активно ведется жилищное строительство и возведение новых торговых площадей, - одна из перспективных площадок для развития нашей компании, - считает генеральный директор сети магазинов DOMO Генрих Нагуманов.

Выход DOMO на рынок бытовой электроники Краснодара был осуществлен в рамках договоренностей о стратегическом партнерстве между компаниями "Магнит" и DOMO.

Сегодня торговая сеть DOMO по продаже бытовой техники и электроники насчитывает 136 магазинов в 94 городах Российской Федерации. Наряду с этим DOMO успешно осваивает и другие направления бизнеса. Так, в число направлений деятельности компании входит оптовая торговля бытовой электроникой, развитие сети книжных магазинов ("Книжный Двор") и ряд других проектов.

18/12/2007
Гипермаркет «СантаХаус» открыт в Казани
Квадрум. Журнал
Гипермаркет «СантаХаус» открыт в Казани. Торговые площади магазина составляют более 2 тыс. кв. метров. Инвестиции в объект составили 80 млн. рублей.

Открывающийся в Казани магазин - это первый, но не последний гипермаркет «СантаХаус» в Татарстане. Владельцем сети является компания «Лавента».

30/11/2007
Словенская "Gorenje d.d." откроет представительство в Татарстане
Время и Деньги
Компания "Горенье" ("Gorenje d.d.", Словения) в ближайшее время откроет в Татарстане свое представительство. Договоренность об этом достигнута в ходе вчерашней встречи Премьер-министра РТ Рустама Минниханова и президента "Горенье" Бобинаца Франьо.

Товаропроводящей торговой сетью для техники "Горенье" станет компания "ДОМО" с разветвленной структурой розничного бизнеса. Это означает, что модельный ряд словенской бытовой техники на местном рынке существенно расширится.

"Горенье" входит в семерку ведущих производителей бытовой техники в Европе. Ежегодно компания выпускает до 4 млн. единиц крупной бытовой техники.

08/11/2007
«Лента» заложила первый камень в Татарстане
Росбалт-Приволжье
Компания «Лента», владеющая одноименной сетью торговых комплексов, начинает строительство нового гипермаркета в Набережных Челнах, сообщает пресс-центр компании.
По информации пресс-службы, накануне состоялась торжественная закладка первого камня в основание нового торгового комплекса.

Строительство нового торгового комплекса планируется завершить осенью 2008 года. Инвестиции в проект составят порядка $20 млн. Для города новый гипермаркет станет первым торговым комплексом, представляющим сеть «Лента». Магазин будет располагаться на пересечении Автодороги №1 и Автозаводского проспекта. Генеральным подрядчиком выступает ЗАО «МПО Иншаат».

Общая площадь нового торгового составит порядка 12 тыс. кв. м, из них торговые залы займут около 7 тыс. кв. м. В торговом зале будет установлено 40 кассовых терминалов/ Кроме того, посетители смогут воспользоваться спектром дополнительных услуг: в комплексе разместятся аптека, химчистка, салон сотовой связи.

Гипермаркет «Лента» будет работать 24 часа в сутки семь дней в неделю, подчеркивается в пресс-релизе. На прилегающей к комплексу территории будет располагаться парковка.

Компания «Лента» основана в 1993 года. Головной офис находится в Санкт-Петербурге. На сегодня сеть включает 23 гипермаркета: 13 ТК расположены в Санкт-Петербурге, три в Новосибирске и по одному в Астрахани, Тюмени, Волгограде, Омске, Барнауле, Тольятти, Великом Новгороде.

Ведется строительство еще 11 торговых комплексов: в Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Рязани, Новороссийске, Санкт-Петербурге, Набережных Челнах, Новосибирске, двух ТК в Нижнем Новгороде и двух в Краснодаре. В 2006 году объем розничных продаж по сети составил $1,02 млрд.

26/10/2007
Петербургская сеть товаров для дома продолжает экспансию в регионы
КоммерсантЪ
Петербургская сеть супермаркетов товаров для дома «СантаХаус» (ООО «Лавента») намерена выйти в Казань, открыв в ноябре супермаркет на площадях торгово-развлекательного центра «Детский мир». Инвестиции в открытие одного объекта оцениваются в сумму порядка 80 млн руб. По мнению экспертов, проект «Лавенты» составит конкуренцию местным сетям подобной направленности и частично участникам формирующегося рынка do-it-yourself (сделай сам), который в Татарстане оценивается в 21 млрд руб.
О том, что в ноябре компания «Лавента» (сеть супермаркетов «СантаХаус») планирует открыть в центре Казани супермаркет, сообщил генеральный директор Тигран Гукасян. По его словам, магазин будет расположен в торгово-развлекательном центре «Детский мир», в котором ритейлер стал якорным арендатором. Владелец центра — АФК «Система» — заключил договора с «якорями» сроком до 7 лет. Площадь магазина составит порядка 3 тыс. кв. метров, ассортимент будет включать в себя около 50 тыс. наименований. По словам господина Гукасяна, инвестиции составят 80 млн рублей.

Ъ  Компания «Лавента» входит в ГК «Лаверна» (Санкт-Петербург), была основана в 2004 году специально для развития проекта «СантаХаус». В 2005 году был открыт первый супермаркет, сейчас в Санкт-Петербурге функционируют пять комплексов. По данным «СПАРК-Интерфакс», чистая прибыль компании за 2005 год составила 30,427 млн рублей. Владельцем 99% акций «Лавенты» является кипрская компания Winbridge holdings LTD.
Две недели назад «Лавента» открыла магазин в уфимском торговом комплексе «Иремель» площадью 2,5 тыс. кв. метров. Инвестиции в супермаркет составили порядка 70 млн рублей. Как поясняют представители петербургской компании, интерес для сети представляют города с населением свыше 500 тыс. человек, где есть крупные центры с торговой площадью не менее 20 тыс. кв. метров. До конца текущего года компания намерена открыть в регионах еще 6 супермаркетов: в Самаре, Тольятти, Челябинске, Липецке и два магазина — в Москве. В ближайшее время супермаркеты «СантаХаус» также появятся в Краснодаре, Ставрополе и Сочи. К 2011 году сеть планирует открыть еще 63 магазина по всей России.

По мнению экспертов, частичными конкурентами «СантаХауса» в Татарстане можно считать представителей формата DIY (do-it-yourself — «сделай сам»), пока в Казани такой формат развивают только немецкая сеть OBI и шведская IKEA, товарами для ремонта также располагают «Еврокаскад», «Евроинтерьер», московская сеть «Старик Хоттабыч», в Набережных Челнах работает магазин сети «Домовой». Как пояснил руководитель отдела аналитики ИА INFOLine Михаил Бурмистров, пока не может идти речи о перенасыщении или серьезной конкуренции ритейлеров формата do-it-yourself в регионах. По его словам, в Санкт-Петербурге доля сетевых магазинов DIY составляет более 70%, в то время как в большинстве крупных региональных центров не превышает 20-30%.

Эксперты сходятся во мнении, что ниша DIY в Татарстане и Уфе находится лишь на стадии формирования. Аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков оценивает рынок DIY Татарстана в 21 млрд рублей без учета мелких сетей. В республике действует более 150 средних и мелких фирм, занимающихся товарами для дома и ремонта. Рост емкости рынка, считает господин Кочетков, достигает 20% ежегодно. По его мнению, «от появления „СантаХауса“ могут пострадать разве что небольшие магазины и производители отделочных материалов». Однако сами представители мелких и средних фирм считают, что на их бизнесе появление супермаркета не отразится. Так, заместитель директора фирмы «Волга-Керамика» Константин Евстафьев отметил, что каждый магазин имеет уже свою клиентскую базу, поэтому «СантаХаус» может рассчитывать лишь на тех покупателей, которые пока не были постоянными клиентами одного поставщика. По его словам, мелкие продавцы товаров для дома и отделочных материалов привлекательны в глазах покупателей сравнительно невысокими ценами. Управляющий ТД «Все для дома» Валерий Дмитричев считает, что мелкие сети пользуются спросом в качестве «вторичного похода» за товарами. На его взгляд, в первую очередь в Казани отток покупателей ощутят «Евроинтерьер» и «Еврокаскад». Замдиректора магазина «Евроинтерьер» Ольга Шуткина сообщила „Ъ”, что компания возможную потерю части клиентов в Казани компенсирует за счет открытия своих магазинов в других городах и районах республики. Гендиректор ООО «Еврокаскад» Наиль Бикмуллин считает, что каждый игрок уже занял свою нишу, а «СантаХаус» может рассчитывать на средний чек не более 400 рублей в день. Но главной проблемой питерской компании является отсутствие собственных зданий, полагает господин Бикмуллин.

Поэтому, отметили опрошенные „Ъ“ участники рынка, у «СантаХауса» могут возникнуть проблемы в перспективе развития сети. Несмотря на то что объем торговых площадей в Казани к концу 2007 года достигнет 900 млн кв. метров, консультанты прогнозируют дефицит помещений площадью 4–7 тыс. кв. метров. По словам эксперта консалтинговой компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Елены Кипенко, для крупных ритейлеров арендных площадей в столице Татарстана практически не осталось.

26/10/2007
Группа "ДОМО" выпустит облигации общим объемом 7 млрд. руб
Время и Деньги
ООО "ДОМО-Финанс" выпустит облигации 2-й и 3-й серий на общую сумму 7 млрд. рублей. Как говорится в сообщении компании, решение о размещении облигаций принял единственный участник эмитента, сообщает RusBonds.
Объем 2-го выпуска облигаций составляет 3 млрд. рублей. Срок обращения бумаг - 3 года. Объем 3-го выпуска облигаций составит 4 млрд. рублей. Облигации будут находиться в обращении 5 лет.

Разместить облигации планируется по открытой подписке на ФБ ММВБ по номиналу, составляющему 1 тыс. рублей.

19/10/2007
DOMO подключилась к «Линии тока»
КоммерсантЪ - Волга-Урал
Казанская сеть электроники DOMO вышла в Оренбургскую область, приобретя местную торговую компанию «КомИнКом» и увеличив таким образом свою сеть на 8 магазинов. После их ребрэндирования сеть рассчитывает занять от 10 до 40 % рынка в основных городах региона. Эксперты полагают, что эти планы вполне обоснованны, в первую очередь, за счет того, что DOMO получила уже готовую сеть, не требующую серьезных вложений.
Вчера в Орске Оренбургской области открылся первый магазин торговой компании DOMO (Казань). Его торговая площадь составляет 900 кв. м, инвестиции в товарное наполнение — около 19 млн рублей. Новый магазин сети является первым ребрэндированным маркетом оренбургской торговой компании «КомИнКом», которая недавно (сделка была завершена в течение сентября. — „Ъ“) присоединилась к DOMO. Благодаря этой сделке в розничную сеть DOMO влились 8 магазинов. Как „Ъ“ сообщил региональный директор Оренбургского региона сети DOMO Юрий Власов, бывшие магазины «КомИнКома» находятся в крупнейших областных городах, при этом они занимают выгодное местоположение, имеют хороший трафик и сформировавшуюся клиентскую базу. Сумму сделки по приобретению местной сети магазинов в DOMO не раскрывают. По оценке аналитика БКС Татьяны Бобровской, «сумма сделки вряд ли превысила $6-7млн».
• Торговая компания DOMO была создана в Казани в 1998 году. На сегодняшний день сеть насчитывает 133 магазина в 94 городах Российской Федерации. Помимо сети бытовой техники под одноименным названием компания развивает сеть «Книжный двор» и занимается оптовой торговлей электроникой. Кроме того, с июля этого года после покупки контрольного пакета акций сети «Белый ветер — ЦИФРОВОЙ» (50 магазинов) DOMO участвует в стратегическом управлении этой компанией. Оборот в 2006г составил около $ 250 млн.
• Компания «КомИнКом» работала по франчайзингу под вывесками «Линия тока» (три магазина в Оренбурге и один в Орске) и «Эксперт» (два в Орске и один в Бузулуке), также в нее входят фирменный магазин Samsung и сервис-центр по ремонту бытовой техники в Оренбурге.
«Развитие DOMO в Оренбургской области, где до покупки «КомИнКома» компания не присутствовала, мы начинаем с прочных позиций. После ребрэндирования всех магазинов «КомИнКома» мы планируем занять 10-20 % рынка в областном центре и 30-40 % — в небольших городах области (Орск, Бузулук)», — сообщил господин Власов. По его информации, уже в начале 2008 года должен завершится процесс ребрэндинга остальных магазинов сети в регионе. В частности, в ближайшее время будет ребрэндирован и открыт гипермаркет в Оренбурге, который расположен на улице Туркестанской, в районе торгового комплекса «Три кита».
По данным комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации Оренбурга, в настоящее время в городе на рынке бытовой техники представлены два крупных местных игрока: сети «Бытовая техника» (около 15 магазинов) и «Электронный мир» (6 магазинов). Федеральные игроки представлены двумя магазинами «Сателлит», «Эльдорадо» (гипермаркет и магазин в Оренбурге, а также гипермаркет и магазин в Орске и магазины в ряде районных центров), «М-Видео». Кроме того, в ноябре-декабре текущего года планируется открытие гипермаркета «Техносила». «М-Видео» и «Эльдорадо» вместе занимают в областном центре около 30 % рынка. «Учитывая, что DOMO планирует в течение буквально двух-трех месяцев открыть в Оренбурге сразу четыре крупных магазина, которые и сейчас работают неплохо под старыми брэндами «Линия тока», думаю, что сеть ставит перед собой реальную задачу. При хорошем рекламном бюджете их планы неплохи — 20 % это вполне реально», — полагают в комитете. Несколько иначе полагает аналитик «Кредитного и Финансового консультанта» Денис Веркашанцев: «DOMO пошла по правильному пути, приобретя готовую сеть, поскольку пока в городе наблюдается нехватка качественных площадей. К тому же, наверняка у «КомИнКома» сформировался какой-то свой покупатель, который будет ходить туда же и при другой вывеске. Но брэнд DOMO жителю города не известен. Подозреваю, что «КомИнКом» пошла на слияние с DOMO из-за неудовлетворительных показателей магазинов под брэндом «Линия тока» — я не уверен, что новый брэнд станет горожанам ближе». По прогнозам госпожи Бобровской, «DOMO будет сложно конкурировать с тем же «Эльдорадо» в ценовой войне, однако в малых городах области, где конкуренция не сильна, проект может быть успешным».

13/10/2007
«Бахетле» расширяет сеть своих магазинов в столице
КоммерсантЪ - Волга-Урал
Казанская торгово-производственная компания «Бахетле» намерена в конце октября открыть второй супермаркет в Москве общей площадью 7 тыс. кв. м. Сумма инвестиций в проект составит около 20 млн евро. До 2010 года «Бахетле» планирует развить столичную сеть своих магазинов, открыв в Москве в общей сложности 10 супермаркетов. Аналитики считают, что компании придется затратить на это $250-300 млн, которые вернутся минимум через четыре года после реализации проекта.
Как рассказал вчера „Ъ“ директор по маркетингу и рекламе компании Игорь Шевелев, второй супермаркет «Бахетле» откроется 26 октября на юге Москвы — в торговом центре «Каренфор» (улица Кировоградская). Общая площадь арендуемого компанией помещения составит 7 тыс. кв. м, торговая — 3 тыс. (большая часть остальной площади будет отдана под производство продукции компании). Инвестиции в проект составят около 20 млн евро. По словам господина Шевелева, в проект вкладываются как собственные средства компании, так и привлеченные — в мае нынешнего года «Бахетле» осуществила облигационный займ в размере 1 млрд рублей, которые были направлены на реструктуризацию долгов компании и развитие сети.

Ъ  Торгово-производственная компания «Бахетле» (в переводе с татарского «счастье») — ведущая национальная сеть супермаркетов Татарстана. На сегодняшний день компания имеет 10 продуктовых супермаркетов в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах, Москве и 1 гипермаркет в Казани. Совокупная торговая площадь магазинов с открытием второго супермаркета в Москве составит 24,5 тыс. кв. м, из них 9,6 тыс. находятся в собственности компании. Ассортимент товаров «Бахетле» насчитывает более 40 тыс. наименований, из них чуть более тысячи — продукция собственного производства, в том числе блюда традиционной татарской кухни. Розничный оборот сети в 2006 году составил 3,3 млрд рублей. Выручка по итогам 2007 года прогнозируется в 5,8 млрд рублей.
Первый супермаркет в Москве компания открыла в ноябре прошлого года (см. „Ъ“ от 1 июля 2006 года). Это был первый случай выхода татарстанского ритейлера на конкурентный рынок столицы, причем «Бахетле» делала главную ставку на «домашнюю еду» — продукцию собственного производства. Общая площадь супермаркета, арендуемого компанией на Алтуфьевском шоссе составляет около 5 тыс. кв. м. Сумма вложений в первый магазин компанией не оглашается, однако опрошенные „Ъ“ аналитики оценили ее в $30 млн.

Как сообщил Игорь Шевелев, ежедневно по будням магазин посещают около 2 тыс., а в выходные — около 2,5 тыс. человек. «У нас стояли задачи: проверить почву — насколько мы востребованы окажемся в Москве и соответственно решить будем ли развиваться дальше, а также немножко приучить москвичей к татарскому слову «бахетле», — сказал господин Шевелев. По мнению представителя компании, почва опробована успешно. До 2010 года «Бахетле» планирует довести количество своих московских магазинов до 10. Кстати, по мнению ранее опрошенных „Ъ“ аналитиков, именно на эту цифру стоило ориентироваться компании для закрепления в Москве.

Третий супермаркет сети в столице компания намерена открыть весной будущего года. Где и на каких условиях, пока не уточняется, так как, по словам господина Шевелева, сегодня «Бахетле» рассматривает три варианта контракта.

Компания планирует открыть все свои столичные супермаркеты в пределах МКАД, соблюдая оптимальный принцип развития сети: 70% общих площадей должно находиться в собственности «Бахетле», 30% — в аренде. «У нас — много предложений от различных московских торговых центров, чтобы мы вошли туда в качестве якорных арендаторов, — утверждает господин Шевелев. — Мы собираемся размещать свои магазины и в центре, внутри Садового кольца, уже есть реальные предложения».

Общую сумму планируемых инвестиций в развитие столичной сети компания не оглашает. По мнению аналитика ИК «Финам» Сергея Фильченкова, она составит $250-300 млн. «Если компании не хватит собственных средств, я думаю, она без проблем сможет их привлечь. При наличии публичной истории это не такая большая проблема», — считает он. «Бахетле» оценивает срок окупаемости одного магазина в Москве в 5-6 лет, однако, по мнению экспертов, этот срок может быть сокращен до 4-5 лет. «Формат, в котором работает «Бахетле», для московского рынка новый, и он очень хорошо развивается, — говорит господин Фильченков. — Сейчас в ритейле — тенденция: обычный формат — уже не так интересно, а вот аутентичность и фреш-фуд — ново и интересно. Многие магазины сейчас переходят на него, в ближайшее время этот формат будет энергично расти».

13/09/2007
…И детский центр в придачу
Время и Деньги
Компания MirLand Development Corporation Plc построит в Кировском районе очередной для Казани торгово-развлекательный комплекс ("Хоум Сентер"), а заодно и новое здание центра дополнительного образования детей "Заречье".
Как сообщила вчера пресс-служба мэрии татарстанской столицы, мэр Казани Ильсур Метшин и председатель Fishman Group - сопредседатель правления MirLand Development Corporation Plc Элизер Фишман подписали протокол о намерениях "в области финансирования строительства нового здания центра дополнительного образования детей "Заречье" и торгово-развлекательного комплекса "Хоум Сентер" в Кировском районе".

Как видно по пресс-релизу, казанские власти решили сделать социальный акцент, поставив на первое место детский центр, однако вряд ли именно этот объект составляет предмет интересов одного из крупнейших международных ритейлеров, обязавшегося к тому же по окончании строительства безвозмездно передать здание молодежного центра "Заречье" в собственность муниципального образования Казани. А вот торгово-развлекательный комплекс на пересечении улиц Восстания, Фрунзе, Горьковское шоссе, то есть на месте настоящего центра "Заречье" (ул. Окольная 23), на въезде в Казань с зеленодольского направления, оборудованный, естественно, необходимыми подъездными путями, подземной автостоянкой на 600 мест, а также пешеходными переходами для обеспечения безопасности движения, - это бизнес. Правда, учитывая отмечаемую специалистами перенасыщенность татарстанской столицы торговыми площадями, бизнес уже не столь рентабельный, каким мог бы быть 3-5 лет назад, но тем не менее.

Как бы то ни было, увязав землеотвод под ТРЦ с реконструкцией центра дополнительного образования детей "Заречье", построенного, к слову, аж в 1937 году и в настоящее время находящегося в аварийном состоянии, Ильсур Метшин сделал выигрышный ход ценой минимум в 180 миллионов рублей - именно в такую сумму оценивается полная реконструкция центра "Заречье". Кроме того, есть шанс, что осовремененный детский центр вернет себе былую славу, когда здесь ежедневно проводили время с пользой для себя и общества около четырех тысяч подростков, а северо-западные "ворота" Казани приобретут современный вид. Напомним, что на выезде из города в направлении Нижнего Новгорода и Москвы начаты масштабные работы по реконструкции дорог. Горьковское шоссе уже было реконструировано в преддверии празднования 1000-летия г.Казани и в настоящее время по этой дороге осуществляется движение в шесть полос. В этом году начата реконструкция улиц Восстания, Фрунзе, Болотникова, в каждом из которых будет не менее 3-4-х полос движения.

Для справки. Компания MirLand Development Corporation Plc. была создана в 2004 году для развития крупных инвестиционных проектов на российском рынке недвижимости. Контрольный пакет акций компании принадлежит инвестиционному холдингу Fishman Group, имеющему более чем 30-летний опыт работы на международном рынке недвижимости. В декабре 2006 г. компания MirLand Development осуществила первичное размещение акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже. На сегодняшний день капитализация компании оценивается свыше 1,2 млрд. долларов.

В планах Mirland до 2014 года строительство более 1,2 млн. квадратных метров недвижимости, в том числе жилой (726 тыс. кв. м) и коммерческой (496 тыс. кв. м). Среди крупнейших заявленных проектов - многофункциональный комплекс в Петербурге, московские офисы, торговые центры в Ярославле и Саратове, к которым подключается и Казань.

12/09/2007
В Москве откроется второй Бахетле
Guide to Property
Второй супермаркет в Москве откроет компания «Бахетле» во второй половине октября 2007 года.

Как сообщает Retailer.ru, новый магазин с торговой площадью 3 тыс. кв. м откроется на улице Кировоградская. Объем инвестиций составляет 20 млн. евро.

Первый «Бахетле» в Москве открылся в ноябре 2006 года на Алтуфьевском шоссе.

По словам директора по маркетингу и рекламе компании «Бахетле» Игоря Шевелева, в планах компании за три года открыть еще восемь магазинов в столице.

>Торгово-производственная компания «Бахетле» (в переводе с татарского «счастье»)  — национальная сеть супермаркетов Татарстана. Насчитывает семь продуктовых супермаркетов в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах, Москве и один гипермаркет в Казани. Общая площадь магазинов - свыше 40 тыс. кв. м. Ассортимент составляет свыше 4 тыс. наименований, из которых 1 тыс. – продукция собственного производства. Выручка сети в 2006 году составила 3,25 млрд. рублей.

04/09/2007
Domo купила магазины в Минводах, Нальчике, Пятигорске и Кисловодске
КоммерсантЪ - Волга-Урал
Казанская компания по торговле бытовой техникой и электроникой Domo приобрела сеть «Телевит» на юге России, а в течение месяца закроет сделку по покупке сибирской компании «Коминком». Обе сделки включают 13 магазинов и оцениваются в $15-20 млн. Для Domo, которая не может конкурировать с федеральными ритейлерами в аренде помещений, покупки в регионах — единственный способ развиваться, отмечают эксперты.
О том, что казанский ритейлер приобрел региональные компании «Телевит» (управляла одноименной сетью из 5 магазинов) и «Коминком» (8 франчайзинговых магазинов под разными брэндами), „Ъ“ рассказал топ-менеджер крупного дистрибутора бытовой техники. Гендиректор Domo Антон Сайфутдинов подтвердил эту информацию. По его словам, магазины «Телевит» располагаются в Минводах, Нальчике, Пятигорске, Кисловодске, Георгиевске. «В магазинах прошел ребрэндинг, сейчас они работают под вывеской Domo», — рассказал он. Магазины «Коминком» пока работают по франчайзингу под вывесками «Линия тока» (три в Оренбурге и один в Орске) и «Эксперт» (два в Орске и один в Бузулуке), также в нее входит фирменный магазин Samsung в Оренбурге. «Сотрудникам („Коминкома“. — „Ъ“) объявили о сделке месяц назад, скоро сменят вывески», — рассказал сотрудник магазина в Оренбурге.

l ГК Domo создана в Казани в 1998 году. Помимо сети бытовой техники Domo (на конец 2006 года — 103 магазина) развивает сеть «Книжный двор» и занимается оптовой торговлей электроникой. Оборот в 2006 году — $250 млн. Участники рынка предполагают, что компания аффилирована с банком «Ак барс».

Сумму сделки в Domo не раскрывают. По словам топ-менеджера дистрибуторской компании, средний размер приобретенных магазинов — 0,9-1 тыс. кв. м, а их выручка вряд ли превышает $5-5,5 тыс. с одного квадратного метра в год. Таким образом, выручка «Телевита» в 2006 году могла составить $22,5-27,5 млн, «Коминкома» — $36-40 млн. По словам управляющего партнера ИК Falcon Advisers Игоря Кованова, рентабельность по EBITDA региональных сетей, торгующих бытовой техникой и электроникой, не превышает 3,5% (у продуктовых сетей — 6-7%), а мультипликатор по выручке — не более 0,3. Получается, что за «Телевит» Domo заплатила $5,6-8,25 млн, а за «Коминком» — $9-12 млн.

В 2006 году Domo купила контрольные пакеты в двух сибирских сетях — «Айсберг» и КГБ, а в этом году объявила о приобретении сети «БигМаг» (объединяет семь магазинов в Ханты-Мансийском АО). В июле Domo совместно с инвестфондом Volga River One стала владельцем контрольного пакета сети «Белый ветер Цифровой» (эксперты оценили ее в $130-180 млн без учета долга; см. „Ъ“ от 3 июля). «Региональные сделки для Domo — единственный шанс развиваться: девелоперы пока не воспринимают ее как федерального ритейлера, поэтому группа не участвует в тендерах на площади в региональных торговых центрах», — объясняет PR-директор «Техносилы» Надежда Сенюк.

По словам представителя крупной розничной компании, Domo планирует покупку поволжской сети «Сателлит» (насчитывает более 30 магазинов), а также ведет переговоры о присоединении сети в Волгограде. Но гендиректор «Сателлита» Олег Долгов утверждает, что не продает сеть, а господин Сайфутдинов отказался комментировать дальнейшие планы Domo.

[ 1 страница ] [ 2 страница ]

Главная

Отрасли (главная):
  Отрасли (главная):
  Инфраструктура
  Нефтехимия
  Машиностроение
  Агропром
  Торговля
  Строительство
  Медицина
  ОЭЗ "Алабуга"
  IT и связь
  Банки и финансы

Города и районы:
  Казань
  Набережные Челны
  Камские поляны
  Елабуга
  Зеленодольск

Проекты предприятий РТ:
  ОАО "Татнефть"
  ОАО "Татэнерго"
  ОАО "КамАЗ"
  ОАО "Нижнекамскнефтехим"
  ОАО "ЕлАЗ"
  ОАО "Татстрой"
  ОАО "Нэфис-косметикс"
  ОАО "Нижнекамскшина"
  Rambler's Top100 Tatarstan.Net - все сайты Татарстана

Hosted by uCoz